Советский Шаропоезд — гениальный провал, который мог изменить историю
23 августа, 23:22
Представьте: 1930-е годы, СССР рвётся вперёд, строит метро, запускает дирижабли и мечтает о поездах будущего. Среди этих проектов был один — почти фантастический. Шаропоезд. Невероятная машина, которая должна была мчаться со скоростью самолёта, но так и осталась на бумаге. Почему?
Что такое Шаропоезд и кто его придумал
В 1921 году советский инженер Николай Ярмольчук предложил концепцию поезда, который двигался бы не по рельсам, а внутри трубы на шарообразных колёсах. Это был не просто транспорт — это была революция. Как это работало?- Вагоны имели сферические колёса, катящиеся по желобу внутри трубы.
- За счёт аэродинамики и минимального трения скорость должна была достигать 300 км/ч (для сравнения: обычные поезда тогда едва разгонялись до 100).
- Энергопотребление — в разы ниже, чем у классических составов.
Почему проект закрыли — три главные причины
### 1. Технологии против мечты СССР 1930-х — страна, где не хватало даже обычных паровозов. Производственные мощности были загружены до предела:- Строительство метро в Москве.
- Развитие авиации.
- Массовый выпуск грузовых составов для индустриализации.
- Специальных труб-тоннелей (а не обычных рельсов).
- Сверхточных механизмов (которых в СССР тогда просто не делали).
- Гигантских инвестиций (при том, что страна вкладывала всё в оборонку).
- Метро — 1,5 млрд рублей (по курсу 1930-х).
- Шаропоезд — по расчётам, требовал в 3 раза больше.
А что, если бы Шаропоезд построили?
Фантастический сценарий:- К 1950-м СССР имел бы сеть сверхскоростных магистралей.
- Технология могла опередить японские синкансэны на 30 лет.
- Возможно, сегодня мы бы ездили в «шаровых капсулах» вместо «Сапсанов».
Почему о Шаропоезде забыли?
После войны СССР сделал ставку на классические поезда и авиацию. О Ярмольчуке вспомнили лишь в 1960-х, когда на Западе заговорили о маглевах (поездах на магнитной подушке). Но время было упущено. Последний след проекта: В 1970-х в СССР разрабатывали «трубопроводный транспорт» — отдалённый наследник Шаропоезда. Но и он остался в виде чертежей.Вывод: почему СССР не смог?
Не хватило:- Ресурсов — страна вкладывалась в тяжёлую промышленность и армию.
- Времени — война перечеркнула многие амбициозные проекты.
- Смелости — бюрократия убила инновации.



