Советское авто: как блеск и гламур покоряли мир
Глядя на «Москвичи», «Лады» и праворульные «Волги», жители стран загнивающего Запада видели, что за «железным занавесом» делают не только атомные бомбардировщики. А СССР благодаря экспорту машин зарабатывал нужную для страны валюту – к концу восьмидесятых годов оборот Avtoexport достиг 6 миллиардов долларов. Мы вспомнили некоторые страницы этой истории.

Истоки автоэкспорта: от «Волги» до «Лады»
Компанию Avtoexport учредили в том же 1956 году, когда началось производство первой «Волги». Из-за недостатков сборки советская сторона нередко несла убытки по гарантийным обязательствам. Однако на Западе полноразмерный советский седан предлагался, по сути, по цене малолитражки Volkswagen Beetle. Советская ностальгия оказывала влияние на восприятие автомобилей за границей, и они становились не просто транспортом, а символом нового времени.
Американцы считали «Волгу» медленной и неудобной, но, например, британские журналисты рекомендовали универсал ГАЗ-22 как подходящую машину для фермеров. В некоторых странах он носил имя Volga Weekend. Но слабым местом следующей «двадцать четвертой» «Волги» был устаревший мотор, который часто заменяли на дизельный от фирмы Indenor, принадлежащей Peugeot.
«Запорожец»: романтика под именем «Ялта»
Наш «горбатый Запорожец» был известен за границей под романтичным именем «Ялта», как какой-нибудь Ford Capri. Экспортная версия получила пепельницу, внешнее зеркало заднего вида и улучшенную изоляцию, а финны оборудовали нашу машину даже радиоприемником. Этот автомобиль стал символом доступного качества и простоты, что, безусловно, привлекало иностранных покупателей.
«Москвич»: гордость на экспорт
Для советских заводов экспортные поставки зачастую были важнее внутреннего рынка – например, «Москвич» в какой-то момент отправлял за границу до 70 процентов своей продукции. Это не просто позволило обеспечить заводы работой, но и дало возможность продемонстрировать всё лучшее, что могла предложить советская промышленность.

Звезды автоэкспорта: «Лада»
Но самым ходовым товаром Autoexport всегда были «Лады». Джереми Кларксон однажды заметил, что Lada Riva была «оборудована тракторным двигателем и питалась свеклой», но в лучшие годы в Великобританию отправляли больше 20 тысяч советских машин. В Германии «пятерка» называлась Nova, а местный дистрибьютор активно оснащал ее дополнительным оборудованием: люком, спойлерами, легкосплавными дисками.
Рекламировали «пятерку» под слоганом «Lada. Хорошая по-честному». К концу восьмидесятых Nova была уже давно не нова, зато оставалась в ФРГ самым дешевым новым автомобилем. Доработанная Deutsche Lada «семерка» называлась Toscana, что явно отсылало к итальянским корням разработки.
Кабриолет «Natasha»: шедевр дизайна
В то же самое время, с подачи импортера Avtoexport, была создана Samara с открытым верхом, известная как «Natasha». Кабриолет разрабатывала бельгийская фирма Garage Meeus, а над его дизайном работал заводской тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев. Пол и пороги открытого кузова были усилены, что подчеркивало стремление советских инженеров к качеству при создании новых моделей.

Французский рынок: «Нива» и её обвесы
Во Франции «Лады» продавала фирма, принадлежавшая большому энтузиасту советских машин Жану-Жаку Поку. Чтобы раскрутить «Нивы», компания Poch даже выставляла их на Дакаре. Французские «Нивы» получили пластиковый обвес, перешитый салон и новые пластиковые детали интерьера. Одна из версий пластикового обвеса, St-Tropez, придавала «Ниве» авангардный вид, укрепляя её репутацию.
Москвич-2141: новый взгляд на старую модель
Одна из последних моделей, которую облагораживали французы, был «Москвич-2141» с оригинальным пластиковым обвесом и АБС. За границей «Москвич-2141» продавался под более привлекательным экспортным именем Aleko, которое на деле было грозным сокращением от «Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола». При этом в Германии и Франции, по маркетинговым соображениям, «сорок первый» продавался как… Lada.
УАЗ: внедорожники для Италии
Не менее яркими поклонниками советских машин были братья Марторелли из Италии — они импортировали к себе на родину автомобили УАЗ. «Козлики» получали расширители арок, гидроусилитель, удобные кресла, жесткую крышу. Самая мощная версия оснащалась 112-сильным бензиновым мотором Fiat объемом два литра и называлась UAZ-Racing.
Братья активно участвовали на УАЗах в соревнованиях и за 26 лет продали почти 7 тысяч советских внедорожников, укрепляя имидж советского автопрома и его возможностей.
Закат эпохи: Avtoexport и его наследие
С концом СССР автозаводы стали заниматься поставками своей продукции за границу самостоятельно – могущественный Avtoexport потерял монополию и одно время даже импортировал в Россию кофе Nescafe. История сама собой подошла к концу, но воспоминания о блеске и гламуре советского автоэкспорта остались в сердцах многих. Эта эпоха запомнится не только моделями автомобилей, но и духом времени, когда стремление к качеству и инновациям шло рука об руку с желанием показать миру достижения великой страны.
