СССР 2.0

Киргизский механик против асов Геринга: как мужество и мастерство изменили ход войны

19 марта, 19:10

В сердце Великой Отечественной войны, когда на востоке Европы разгоралась настоящая буря, обычный киргизский механик из села Курменты стал одним из тех, кто смог бросить вызов немецким асам, олицетворяемым отнюдь не простыми летчиками, а самими Гитлером и его правой рукой Герингом. Но как именно удалось этому немногословному герою — Абдыкасыму Карымшакову — сразиться с летающими монстрами третьего рейха и выстоять на фоне страшной войны? Давайте погрузимся в его историю.

Молчаливый мастер: начало пути

Согласно древним киргизским преданиям, край земли находится на восточном побережье озера Иссык-Куль. Именно здесь, в селе Курменты, в мае 1909 года в крестьянской семье родился мальчик Абдыкасым. Его детство было обычным для местной молодежи — с охотой на соколов и игрой с друзьями. Но уже с ранних лет юного Абдыкасыма тянуло к технике. В колхозном гараже он восстанавливал старые механизмы и учился у мастеров, проводя дни в окружении автомобилей и моторов.

После окончания семи классов, он отправился в Самарканд, где обучился на механика-водителя. Вернувшись в Пржевальск, Абдыкасым быстро стал востребованным специалистом. Работая инструктором в автомотоклубе Осоавиахима, он не подозревал, что вскоре его мастерство и мужество будут проверены на полях сражений.

Отказ от бронь: путь к войне

С началом войны Abдыкасым пришел в военкомат, где ему предложили бронь, как ценному специалисту. Но механик «золотые руки» лишь покачал головой: он был добровольцем и рвался в бой. В августе 1941 года он был направлен в авиационный полк на должность оружейника, но вскоре его желание летать и сражаться привело к тому, что он стал стрелком-радистом на штурмовике Ил-2.

Кабина Ил-2 не была защищена, и потери среди стрелков были гораздо выше, чем среди пилотов. Однако вместо того, чтобы отступить, Абдыкасым с упорством шёл к своей цели — защищать Родину и сражаться с врагом.

Становление экипажа

В 1943 году Абдыкасым попал в 75-й гвардейский штурмовой авиаполк в экипаж к младшему лейтенанту Анатолию Брандысу. Несмотря на разницу в возрасте, они быстро нашли общий язык, и дружба стала неотъемлемой частью их боевой жизни. В их экипаже, имеющем позывной «Алтай», возникло взаимопонимание, которое неоднократно спасало им жизнь в самых сложных ситуациях.

Первое боевое крещение экипаж прошёл над Донбассом, где смело отражали атаки врага. Абдыкасым проявил себя как «снайпер», уничтожая вражеские самолеты и зенитки. За его плечами уже были сбитые «мессеры» и «фокке-вульфы», и с каждым вылетом он становился всё более уверенным в своих силах.

Впереди — опасности: храбрость и стойкость

С каждым вылетом шансы на выживание уменьшались. В конце сентября 1943 года, возвращаясь с задания, их самолёт попал под атаку «мессера». В этот момент у Абдыкасыма была возможность продемонстрировать свои навыки: он трижды отразил атаки противника, тем самым позволив своему командиру избежать плена.

Весной 1944 года во время боя за Крым экипаж «Алтай» снова столкнулся с врагом. В один момент они оказались в окружении истребителей, но храбрость Абдыкасыма и его умение действовать в критической ситуации позволили им выжить. Он лишь сжимал кулаки и ожидал момента, когда сможет ударить по врагу.

Трудный выбор: жизнь или смерть

В начале 1945 года их самолёт был сбит. Анатолий был ранен, и Абдыкасыму пришлось принимать трудное решение: оставить друга или попытаться дойти до своих. С неимоверным мужеством он, не задумываясь, подхватил Анатолия и повёл его к линии фронта, не оставляя товарища в беде.

Но даже в воздушной схватке, когда у Абдыкасыма закончились патроны, он не сдался. Он схватил трофейный автомат и, не теряя надежды, выстрелил в истребитель противника. И в этом моменте, когда казалось, что всё потеряно, пуля попала в уязвимое место «мессера», и тот задымился, уходя вниз.

Награды и признание

Абдыкасым совершил 227 боевых вылетов и сбил семь самолётов противника, став кавалером Ордена Славы. Его мастерство и отвага были признаны по достоинству, однако командир экипажа, Анатолий Брандыс, стал дважды Героем Советского Союза. Но для Абдыкасыма, как и для многих других, главной наградой было то, что они сражались за Родину и выжили.

Путь после войны: возвращение домой

После войны Абдыкасым вернулся в родное село, где продолжил работать трактористом. Он не искал славы, и, несмотря на многочисленные приглашения в школы, продолжал жить тихой, скромной жизнью. Но его мужество и преданность оставались в памяти тех, кто знал его историю.

Заключение: память о героизме

История Абдыкасыма Карымшакова — это не просто рассказ о подвиге в годы войны. Это история о людях, которые, несмотря на трудности и страх, шли в бой, сражаясь не за награды, а за свою Родину. Они стали символами мужества и силы духа, и память о них будет жить в сердцах будущих поколений.