Ихтиандр: мечта советских инженеров или утопия на колесах?
Автомобили-самоделки часто представляют собой необычный кузов, установленный на платформу серийной машины. Но некоторые образцы народного творчества не только внешне удивляют, но и имеют практическое применение. Они могут ездить не только по дорогам, но и по воде. Об одном таком необычном инженерном решении пойдет речь далее. Вернее, о двух решениях, которые создатели назвали "Ихтиандр" в честь героя научно-фантастического романа Александра Беляева "Человек-амфибия".

Автором автомобиля-амфибии стал инженер Игорь Рикман, специалист по угольным комбайнам. В 1971 году он начал строить свое детище вместе с единомышленником Алексеем Ревякиным. На создание рабочего прототипа у конструкторов ушло 8 лет, и вот, наконец, в 1979 году "Ихтиандр" вышел на испытания. Это был не просто автомобиль, это была настоящая мечта, воплощенная в жизнь благодаря упорству и таланту советских инженеров.
Идеи и технологииСоздание "Ихтиандра" потребовало не только инженерных знаний, но и новаторского подхода. Чтобы повысить герметичность, корпус "Ихтиандра" был выполнен без дверей и обшит снаружи алюминием. Для улучшения гидродинамических характеристик днище напоминало катер "Кама". Рикман и Ревякин, погружаясь в детали, оклеили внутри кузова пенопластом и разместили его в специальных полостях. Корпус делился на три отсека, что давало возможность удобно расположить все необходимые элементы.
- Передний отсек: здесь находились главные цилиндры сцепления и тормозов, аккумуляторы и рулевое управление от "Запорожца".
- Средний отсек: салон и органы управления, доступ в который обеспечивался благодаря фонарю крыши.
- Кормовой отсек: силовая установка, где двигатель от "тройки" ВАЗ соединялся с КПП от "Запорожца" 966 модели.
Интересно, что в "Ихтиандре" была предусмотрена система охлаждения с тремя радиаторами, что является довольно нестандартным решением для автомобиля. А как же подвеска? Она была независимой торсионной, что позволило добиться отличных маневренных характеристик.
Функциональность и испытания"Ихтиандр" был не только концепцией, но и полностью функциональным автомобилем, что подтвердили его испытания. За время своего существования он проехал 400 000 км по суше и 1000 км по воде, что является впечатляющим результатом для любого автомобиля, тем более амфибии. Водолазные качества "Ихтиандра" позволяли ему развивать скорость до 20 км/ч на воде и до 120 км/ч на суше!

Но на этом история "Ихтиандра" не закончилась. В 90-е годы, когда страна переживала трудные времена, советские "Кулибины" создали вторую версию "Ихтиандра" с новыми характеристиками: полный привод, блокировка дифференциалов и гидравлическая подвеска. Эта версия имела кузов из стеклопластика и новый 80-сильный мотор от "Нивы".
Ихтиандр-2: новое слово в амфибийной инженерии"Ихтиандр-2" стал более современным и комфортабельным. Теперь он имел двери и складную крышу-гармошку, позволяя стоять внутри в полный рост. Уникальная инженерия позволила увеличить размеры кузова на 350 мм по сравнению с ГАЗ-2402, а толщина стеклопластикового корпуса составила 8 мм.
Система охлаждения была изменена, а крыльчатка вентилятора теперь располагалась на валу генератора. Тормоза от "Нивы" на задней оси обеспечивали надежность и безопасность. Протестировав "Ихтиандр-2", инженеры удивились: он проехал 112 000 км по суше и около 200 км по воде. Примечательно, что в 2013 году его продали в автосалоне за 430 000 рублей, и его новый дом - Германия.

Так что же мы можем извлечь из этой удивительной истории? Советский Союз был временем, когда мечты о высоких технологиях и инновациях были не только допустимы, но и поощрялись. Каждый инженер верил в свою идею и стремился сделать мир лучше. "Ихтиандр" - это не просто автомобиль-амфибия, это символ той эпохи, когда научная фантастика становилась реальностью.
Хотелось бы покататься на такой необычной машине? Не кажется ли вам, что создатели "Ихтиандра" продали его слишком дешево?
