Эти советские лайнеры до сих пор врезаются в память
Советский Союз создавал не только танки и ракеты. Его авиационные конструкторы проектировали машины, которые опережали время, били рекорды и перевозили миллионы пассажиров. Некоторые из этих самолётов до сих пор в строю — в глухих уголках России, Африки и Азии. Другие стали музейными экспонатами, но их обтекаемые формы до сих пор заставляют авиаторов вздыхать. Давайте вспомним легенды, которые поднимали в небо целую страну.

Ту-104: первый реактивный пассажирский и его тёмная слава
15 сентября 1956 года. Рейс Москва–Иркутск. Экипаж впервые в истории СССР поднимает в небо реактивный пассажирский самолёт — Ту-104. Скорость 800 км/ч, вместо привычных 400 у поршневых машин. Салон на 50 человек, хрустальные пепельницы, кожаные кресла. Казалось, будущее наступило. Но уже через два года этот лайнер стал символом трагедии.
17 октября 1958 года. Под Читой разбивается Ту-104, погибают 64 человека. Расследование показывает: машина вошла в "подхват" — неожиданный подъёмный поток, который буквально перевернул её в воздухе. Конструкторы не учли особенностей реактивной аэродинамики. После этого случая ввели новые правила пилотирования, но тень над Ту-104 осталась. Всего за годы эксплуатации потеряли 37 машин — каждая пятая из выпущенных.
Ан-10 "Украина": лайнер, который съедал сам себя
1957 год. Киевский авиазавод выпускает Ан-10 — четырёхмоторный турбовинтовой гигант на 100 мест. Его особенность — огромный фюзеляж диаметром 4,1 метра. Для сравнения: у современного Boeing 737 — 3,76 м. Пассажиры любили "Аны" за простор, но инженеры скрипели зубами.

Проблема была в вибрации. Винтовые двигатели буквально "разбалтывали" конструкцию. После 5–7 лет эксплуатации в лонжеронах крыла появлялись трещины. 18 мая 1972 года Ан-10А развалился в воздухе под Харьковом. Погибли 122 человека. Расследование показало: усталость металла. После этого все оставшиеся "десятки" отправили на слом.
Ил-18: "летающий танк" с душой аристократа
Если бы самолёты могли говорить, Ил-18 рассказывал бы байки десяти часов подряд. Этот четырёхмоторный турбовинтовой лайнер начал летать в 1959 году и пережил сам СССР. Некоторые машины налетали по 45 000 часов — представьте, пять лет в непрерывном полёте!

Особенность Ил-18 — неубиваемость. Известен случай, когда в 1971 году в Якутии самолёт совершил посадку с двумя отказавшими двигателями. Ледяной ветер, −45°C, но экипаж выжил. А ещё на Ил-18 летали Брежнев, Кастро и даже королева Елизавета II. Последний коммерческий рейс этого ветерана состоялся в 2002 году в Северной Корее.
Ту-114: межконтинентальный гигант с пропеллерами
Представьте реактивный размах крыльев (51 метр!), но с винтовыми двигателями. Ту-114 — самый большой турбовинтовой самолёт в истории. Создан на базе бомбардировщика Ту-95, мог перевозить 220 пассажиров на 8800 км. В 1959 году он совершил беспосадочный перелёт Москва–Нью-Йорк, шокировав американцев.

Но был нюанс: из-за высокого шасси (5 метров!) к самолёту подвозили специальный трап. Никита Хрущёв, впервые прилетевший на нём в США, смутился, увидев, как американцы подкатили к лайнеру пожарную лестницу. Всего построили 32 машины. Ни одна не разбилась с пассажирами — редкий случай для советской авиации.
Як-40: "летающий Mercedes" для местных авиалиний
1966 год. СССР нужен маленький реактивный самолёт для перевозки 30 пассажиров в отдалённые районы. Так появился Як-40 — единственный в мире трёхдвигательный лайнер такого класса. Он мог взлетать с грунтовых полос длиной всего 700 метров. В салоне — кожаные кресла, столики из ценных пород дерева.
Итальянцы прозвали его "летающим Mercedes". В 1970-х Як-40 стал хитом экспорта: 125 машин продали в 18 стран. В Германии на них летали бизнесмены, в Иране — шахские чиновники. Сегодня около 50 "яков" ещё летают — в основном в Африке и Азии. Один даже превратили в ресторан в Москве на Ходынке.
Ту-154: "рабочая лошадка" с душой гоночного болида
1968 год. В воздух поднимается Ту-154 — самый массовый советский реактивный лайнер (построено 1026 штук). Его называли "аэрофлотовским Porsche" — с взлётной массой 98 тонн он разгонялся до 950 км/ч. Пилоты любили его за динамику, пассажиры — за широкий салон (3,8 метра).
Но была и обратная сторона: сложность пилотирования. Из-за особенностей центровки Ту-154 мог "козлить" при посадке. 10 июля 1985 года под Учкудуком из-за ошибки экипажа погибли 200 человек — крупнейшая авиакатастрофа в истории СССР. Тем не менее, эти машины летали до 2020 года — последний российский рейс был в Якутске.
Ил-62: "летающий дворец" для партийной элиты
1963 год. СССР бросает вызов Boeing 707. Результат — Ил-62, первый советский межконтинентальный реактивный лайнер. Четыре двигателя в хвосте, салон на 186 пассажиров, дальность 10 000 км. Именно на нём летали генеральные секретари и главы дружественных стран.
Особенность конструкции — четвёртая нога. Чтобы тяжёлый самолёт не опрокинулся на хвост при посадке, в фюзеляже сделали выдвижную опору. В 1980-х Ил-62М установил 18 мировых рекордов по грузоподъёмности. Последний коммерческий рейс выполнил в 2009 году — перевозил солдат из Воркуты.
Эти машины не просто железо и алюминий. Это истории — триумфальные и трагические. Они перевозили космонавтов и геологов, спасали людей во время землетрясений и тонули в арктических льдах. Сегодня их всё меньше в небе, но легенды остаются.